Борис Дуберман: Любая операция по трансплантации – это победа всей больницы

15 июля 2025 г.
.

В Первой городской больнице успешно проведена первая в этом году операция по трансплантации печени. Благодаря ей житель Североонежска с тяжелейшими осложнениями алиментарного гепатита получил шанс на качественное продолжение жизни.

Об операции рассказал руководитель Центра гепатопанкреатобилиарной хирургии и интервенционной эндоскопии, профессор Борис Дуберман.

– Борис Львович, что можете сказать о пациенте?

– 49-летний мужчина из Североонежска с хроническим гепатитом и такими осложнениями, как цирроз печени, асцит, тромбоз воротной вены, острая дыхательная, печеночная и почечная недостаточность. Ему было тяжело дышать, были трофические язвы на животе и на ногах.

– Насколько типична эта картина для пациентов с гепатитом?

– Очень часто пациенты, страдающие разными видами гепатитов, не обращают внимания на синдром разрушения печени, нарушение оттока желчи, проблемы с функцией печени, со свертываемостью крови. В определенный момент проявляются осложнения в виде пищеводного кровотечения, печеночной недостаточности, либо набор всех осложнений. Именно такой непростой была ситуация у нашего пациента.

– Как боролись с осложнениями?

– Наши врачи – хирурги центра, гастроэнтерологи, эндоскописты, анестезиологи-реаниматологи – купировали осложнения и мае 2025 включили пациента в лист ожидания на трансплантацию. Отмечу, что любой пациент, который готовится к трансплантации органов, должен пройти полное обследование, нужно исключить любые инфекции, провести лечение, в том числе, лечение зубов при необходимости. Уже через месяц подходящий по группе крови и антропометрическим параметрам донор был найден.

– Как проходила операция?

– Операция по эксплантации, то есть изъятию печени у донора, заняла около 4,5 часов, после чего последовала многочасовая операция по трансплантации печени. Только вхождение в живот и подготовка к удалению больной печени заняли полтора часа, далее прошло изъятие из тела больного пораженной печени. После этого начинается этап помещения печени донора в организм реципиента, сшивание всех необходимых сосудов и желчевыводящих протоков.  На каждый этап у нас отводится определенное количество времени, проводятся строго определенные процедуры.

– Как часто у реципиентов возникают осложнения после операции?

– Практически всегда. Надо понимать: когда печень донора – инородное для организма тело – помещается в кровоток, она тут же выбрасывает огромное количество антигенов, на которые реагируют антитела человека. Поэтому сразу после операции мы назначаем иммуносупрессивную терапию, затем – противогрибковую, антибактериальную и противовирусную терапию.

– Судя по Вашим словам, один пациент с трансплантацией «завладевает умами» сразу огромного количества медицинских работников?

– Безусловно. Только операции по эксплантации и трансплантации проводят две бригады, включающие от 8 до 15 человек. С осложнениями у пациента справлялись несколько бригад: хирургическая под руководством заведующего 7-м хирургическим отделением Сергея Анатольевича Митягина,  гастроэнтерологическая (Анна Сергеевна Анисимова), сосудистая (Михаил Григорьевич Анисимов), реанимационная под руководством заведующего  отделением анестезиологией-реаниматологией Игоря Сергеевича Никулинского, гемостазиологическая – это команда Центра антитромботической терапии во главе с Надеждой Александровной Воробьевой, а также врач функциональной диагностики Наталья Николаевна Дяченко.

 – Нужна ли оказалась помощь специалистов центра трансплантологии и искусственных органов имени В.И. Шумакова?

– Я бы сказал, что без их неоценимой помощи лечение нашего больного и жизнеспасающая трансплантация печени была бы невыполнима. Мы постоянно получаем методическую поддержку врачей центра. А в этот раз у пациента во время операции был диагностирован тромбоз воротной вены, который ранее не проявлялся, поэтому понадобилась еще одна операция. Её провел опытный трансплантолог из центра Шумакова, заведующий хирургическим отделением, кандидат медицинских наук Артем Рашидович Монахов. Эта филигранная 10-часовая операция – высший пилотаж для любого трансплантационного отделения мира.

– Как осуществляется наблюдение за пациентом после операции?

– Пациент после трансплантации требует ежедневного консилиума, обязательных осмотров, перевязок, лабораторного мониторинга, определения концентрации иммуносупрессивных веществ. Для этого нужны не только врачи-специалисты, но также хорошие биохимическая и бактериологическая лаборатории, которыми у нас руководят Наталья Витальевна Бедило и Александра Сергеевна Воронцова. И, конечно, после выписки мы контролируем состояние пациентов, они обязательно наблюдаются у врача-гастроэнтеролога Анны Сергеевны Анисимовой. Поэтому любая операция по трансплантации – это победа всей больницы, всего здравоохранения региона.

– Как можно охарактеризовать жизнь людей после операции по трансплантации?

– Как качественную, наши пациенты используют два-три препарата, приходят на регулярные осмотры. Вначале – раз в неделю, потом – раз в две недели, потом реже. У пациента из Североонежска также есть возможность вернуться к обычной жизни, несмотря на то, что до операции вероятность смерти по современным прогностическим шкалам без проведения пересадки в ближайшие три месяца оценивалась в 60-70%.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике